Тайна гибели полярных исследователей

Тайна гибели полярных исследователей

Сообщение krotti 12 окт 2010, 20:18

Загадки истории

ПЕРВАЯ ПОЛЯРНАЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА ПРОНЧИЩЕВА:
Смерть от цинги или тоски по мужу?

Татьяна Прончищева считается первой русской полярной исследовательницей. В течение двух лет эта храбрая женщина, вступив на борт военного корабля «Якуцк», вместе с мужем Василием и членами Ленско-Хатангского отряда Великой Северной экспедиции стойко переносила все тяготы путешествия. Она и похоронена вместе с любимым мужем…
Последнее пристанище семейной четы находится неподалеку от поселка Усть-Оленек. Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте: в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Именем ее мужа названы берег, мыс и озеро на Таймыре, горный кряж между реками Оленек и Анабар. Однако в истории эта молодая женщина вошла под именем … Мария.

Медового месяца не получилось
Татьяна Прончищева (урожденная Кондырева) родилась в 1713 году в селе Березово Алексинского уезда, в имении отца – мелкопоместного дворянина Федора Кондырева. Отец Татьяны был соратником Петра I – помогал царю строить Санкт-Петербург и первые корабельные верфи для Балтийского флота. В 1712 году Петр I выделил Федору Кондыреву земли на острове Котлин и обязал его переселиться туда на постоянное место жительство. Что и было сделано в 1721 году. Здесь, неподалеку от Кронштадта юная Татьяна и познакомилась со своим будущим мужем…
Василий Прончищев (1702—1736) тоже родился в семье мелкопоместных дворян. Окончил Московскую навигацкую школу и Морскую академию в Петербурге. Затем служил на Балтийском и Каспийском морях. Участвовал в Каспийском походе Петра I в Персию. К 1732 году штурман Прончищев уже считался опытным судоводителем. Познакомившись с Татьяной Кондыревой, влюбился и вскоре, в мае 1733 года молодые сыграли свадьбу и отправились в Москву. Однако медового месяца толком не получилось – супругам предстояло долгое путешествие на Север. Ведь за несколько месяцев до свадьбы, Василия, как одного из самых лучших штурманов Кронштадта, включили в состав Северной экспедиции, которую возглавил Витус Беринг. Прончищеву приказали идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья". Проще говоря, впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда остров Таймыр. Чиновники из Адмиралтейства позволили офицерам взять с собой в дальнюю дорогу жен и детей. Молодой лейтенант Прончищев вместе с женой отправился в Якутск, чтобы возглавить один из отрядов Великой Северной экспедиции.
Происшествие по дороге в Якутск
Путешественники долго добирались до Якутска: множество подвод везло людей, продукты, и, конечно же, снаряжение для будущих кораблей. Их еще надо было построить! В дороге Василия и Татьяну обворовал их слуга, забрав деньги, жемчуг и даже золотые обручальные кольца. Произошло это ровно год спустя после их свадьбы.
Лишь через 1,5 года, в октябре 1734 года, после зимовки в Тобольске группа будущих отважных путешественников – членов экспедиции прибыла в Якутск. Именно здесь, в нашем городе и были заложены два первых судна - дубель-шлюп «Якуцк» и бот «Иркутск». Лейтенант Василий Прончищев стал командиром дубель-шлюпа "Якуцк". Судно спустили на воду в мае 1735 года. А уже через месяц корабль отправился в свое первое, опасное путешествие. В отряд Прончищева входило 50 солдат и матросов, боцман, священник, лекарь, квартирмейстер, геодезист и штурман. Среди членов экипажа, несмотря на старую морскую традицию «женщина на корабле – быть беде», была и молодая супруга лейтенанта Прончищева. Остается загадкой, разрешил ли сам Витус Беринг Василию взять с собой жену, или тот взял ее с собой самовольно. Факт остается фактом - ни в каких официальных документах Татьяна не числилась. Значит, находилась на судне неофициально. О ней стало известно лишь благодаря записям в вахтенном журнале, сделанным другим знаменитым путешественником, участником той самой экспедиции - штурманом Семеном Челюскиным. Несомненно, она отправлялась в плавание с мужем «из страстной к нему привязанности». Однако, некоторые исследователи считают, что на этот решительный шаг Татьяну толкнула не только любовь. Дело в том, что супруги после кражи остались фактически без средств к существованию. Другие офицерские жены, провожая мужей на север, сами оставались в Якутске или других обжитых местах. Они могли позволить себе купить продукты и теплую одежду, которые в Сибири стоили тогда недешево. А Татьяна не могла прожить в Якутске - у нее не было денег, все украл слуга. Сыграло свою роль и еще одно обстоятельство - к лету 1735 года офицеры из экспедиции перессорились между собой - сложилась атмосфера вражды, взаимных обвинений и доносов. Поэтому Василий Прончищев опасался оставить жену среди недоброжелателей.
Ледовый плен
До конца лета 1735 года «Якуцк» прошел 1800 километров вниз по Лене и вышел в Северный Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции - ботом "Иркутск" - он должен был пройти Беринговым проливом в Тихий океан.
Зимовка прошла в устье реки Оленек – надо было починить судно. Команда ее благополучно перенесла. Построив две избы, команда начала общаться с местными жителями. Те поставляли храбрым путешественникам свежее мясо и рыбу, дрова и оленей для маршрутных исследований. Охотники рассказали, что на реке Анабар имеются залежи медной руды. Один образец был доставлен Прончищеву, и он отправил его в Якутск, с донесением к Берингу.
А плавание 1736 года было трудным. Кораблю приходилось в буквальном смысле лавировать среди льдов. Встречные ветры почти не давали идти под парусами, пришлось медленно продвигаться на веслах. Чего только не перенесли в этот период члены экспедиции! Плавание осложнялось отсутствием карт, многочисленными мелями и встречными течениями. 13 августа путешественники сделали первое открытие: у входа в Хатангский залив обнаружили и нанесли на карту неизвестный остров (остров Преображения). От Хатангского залива повернули на север, пошли вдоль берегов неизвестного тогда Таймыра, попутно открывая, и нанося на карту все новые и новые острова: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, (названия современные).
В середине августа у входа в пролив Вилькицкого «Якуцк» едва не попал в ледовый плен. Посовещавшись, на корабельном совете члены экипажа приняли решение вернуться назад. Удалось это почти чудом. Лед, окружавший шлюп, команде пришлось разбивать баграми и веслами. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью. В это время капитан тяжело заболел и иной раз даже не мог подняться с постели. Татьяна все это время не отходила от мужа.
28 августа «Якуцк» вошел в Оленекский залив, но так и не смог пройти к зимовью –сильно обмелел фарватер, да и ветер не позволял этого сделать. Прончищев с большим трудом, превозмогая слабость, спустился в небольшую лодку и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. Вечером 29 августа 1736 года Василий Прончищев, так и не приходя в сознание, скончался. А спустя шесть дней умерла и Татьяна. Тогда Семен Челюскин, оставшийся на корабле старшим, записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре". Ее похоронили рядом с мужем. На могиле супругов поставили деревянный крест, на котором вырезали славянской вязью имена.
Исследования Лены продолжились
После похорон Прончищевых Семен Челюскин вернулся в Якутск вместе с другим членом команды - Никифором Чекиным. Летом 1737 года боцман Василий Медведев привел дубель-шлюп «Якуцк» из устья реки Оленек в Якутск. После ремонта судно, снова отправилось в арктические воды под командованием нового командира Харитона Лаптева. Несмотря на то, что погибло несколько участников, Ленско-Хатангский отряд Великой Северной экспедиции проделал большую работу. Были составлены карты реки Лены от Якутска до устья, побережья Ледовитого океана от устья Лены к западу до Таймыра (с промером глубины воды возле берега) и восточных берегов Таймыра. Эти карты легли в основу генеральных карт Ледовитого океана, составленных в Морской академии в 1740-1746 годах.
Врезка!!!!
Тайна смерти супругов
Долгое время считалось, что супруги Прончищевы умерли от цинги, которой из-за сильного недоедания заболели еще во время зимовки в Оленьке. Однако, известный полярник Дмитрий Шпаро, исследовавший захоронения выяснил, что причиной смерти лейтенанта Василия стал открытый перелом левой ноги и начавшаяся гангрена. А насчет Татьяны многие историки придерживаются мнения, что она умерла …от тоски по мужу. Была даже легенда, что ее тело участники экспедиции обнаружили на могиле Василия.
Почему тогда Семен Челюскин постоянно указывал в отчетах, что Прончищевы умерли от цинги? Ряд исследователей считает, что это объясняется следующим обстоятельством. Офицеров флота исключали из состава экспедиции лишь в крайнем случае, при “жестокой” болезни, и только по разрешению Сената. Если бы Челюскин сообщил о переломе ноги, то создал бы трудности с освобождением от руководства отрядом и, возможно, с дотошным расследованием обстоятельств, приведших к несчастному случаю…
Врезка!!!!
Почему Мария?
Имя «Мария» появилось на картах и в литературе случайно. Произошло это в первые годы Советской власти по … ошибке картографов. В 1913 году экспедиция Вилькицкого назвала именем Татьяны Прончищевой мыс у входа в бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Это имя также появилось на могильном кресте в 1921 году. Нашел ошибку в 1983 году студент Московского университета В. Богданов. Именно он, покопавшись в архивах, установил настоящее имя первой полярной путешественницы и ее биографию.

Во времена гражданской войны могилу чуть не разобрали …на дрова
Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 году ее нашел ссыльный польский геолог Чекановский. В 1893 году знаменитый полярник Толь (сам погибший в Арктике через 9 лет) подправил могилу и поднял упавший крест. В тяжелые годы гражданской войны усть-оленекцы не позволили пустить могилу «царских служителей» на дрова.
В 1921 году Усть-Ленская гидрографическая экспедиция под руководством Евгенова поставила новый крест. Евгенов вспоминал: "Мы нашли могилу в печальном состоянии. Она была почти сравнена с землей, сруб гробницы ушел в землю, несколько прогнивших досок лежало сверху. Черный, небольшой выветрившийся крест, сильно покосившийся, стоял в ее изголовье... То состояние, в котором мы нашли могилу, привело нас к решению привести ее в более соответствующий вид".
Сейчас могила Прончищевых в Усть-Оленьке охраняется как исторический памятник. В 1986 году, когда исполнилось 250-лет со дня гибели полярных исследователей, было решено поставить на их могиле новый памятник. Эту идею выдвинули Мария Кузьминична Гаврилова - доктор географических наук; профессор, академик АН Якутии и РАЕН, почетный член Русского географического общества и ее муж - известный деятель культуры Василий Босиков. Проект памятника сделал известный архитектор Клим Туралысов. Монумент изготовили на Московском заводе гранитных изделий. Расходы по материалу памятника (гранит) взяло на себя Министерство культуры и сама Мария Гаврилова, которая отдала часть своей премии им. Ф. П. Литке Географического общества СССР, присужденной в 1985 году. Новый мемориал решили установить несколько в стороне, на склоне горы, потому что была угроза подмыва берега, могила отважных полярников могла в любой момент обвалиться.
Летом 1999 года, по инициативе полярного путешественника Дмитрия Шпаро в Усть-Оленьке работал исследовательский отряд. Он установил, что могила Прончищевых является действительным их захоронением. Кроме того, были сняты слепки черепов для реконструкции настоящего облика путешественников.
При подготовке статьи использованы исследовательские материалы М. К Гавриловой, А. Антонова и В. В. Богданова.
Аватара пользователя
krotti
Главный Редактор
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 21 сен 2010, 19:28
Откуда: Якутск

Вернуться в Исторические хроники

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron