Витуса Беринга завистники лишили двойного жалования

Витуса Беринга завистники лишили двойного жалования

Сообщение krotti 18 окт 2010, 19:32

ВИТУС БЕРИНГ
В середине 18 века в Якутске побывал отважный мореплаватель, капитан-командор, руководитель Великой Северной экспедиции Витус Беринг. Известно, что датчанин, которого у нас, в России называли, просто Иван Иванович, побывал в нашем городе несколько раз, и во время каждого своего пребывания часто посещал Воеводскую канцелярию. Это первое в нашем городе каменное здание, в свое время находилось за территорией Театра оперы и балета. До наших дней, увы, исторический памятник не сохранился. Первый раз он прибыл в Якутск в июле 1726 года, второй – в октябре 1734 года. Имя легендарного исследователя носит море, остров, пролив, мыс на побережье Охотского моря и одна из улиц нашего города.

Роковая встреча
Витус Ионассен Беринг. Великий мореплаватель, исследователь Камчатки, Тихоокеанского побережья и Северной Америки родился в Дании в 1681 году. После окончания морского кадетского корпуса отправился к берегам Ост-Индии. На обратном пути его корабль зашел в Амстердам, где познакомился с другом и соратником императора Петра I - адмиралом Корнелием Крейсом. Тот как раз вербовал опытных моряков на службу в российский флот. Эта встреча, которая произошла в далеком 1704 году, полностью изменила судьбу 23-летнего Беринга. Однако, вовремя не получив очередного звания, на которое Витус Ионассен очень надеялся, он подал в отставку. В это время ему было чуть более 40 лет. Вернул его в русский флот опять-таки император Петр, который как раз искал моряка, который смог бы возглавить Первую Камчатскую экспедицию.
Первые открытия
В 1725 году по поручению императора он отправился в дальний путь. Цель путешествия – узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. На судне «Святой Гавриил» Беринг обошел берега Камчатки и Чукотки, попутно открыв остров Святого Лаврентия и пролив (который теперь носит его имя). Затем он хотел двигаться дальше, но сделать это ему не позволила ледовая обстановка. В 1730 году, после пятилетнего путешествия, мореплаватель вернулся в Петербург, подтвердив, что два материка – Азию и Америку разделяет пролив. Однако чиновники из Адмиралтейств-коллегии, отнеслись к его отчетам с недоверием. А все потому, что в дело вмешался казачий полковник Шестаков, который пообещал покорить землю чукчей и исследовать весь северо-восток Сибири. Все что потребовал казак – ему дали. В итоге он привез, как выяснилось позже абсолютно неверные карты, ошибки на которых доходили до 12 градусов: напротив устья реки Колымы и Чукотки полковник начертил таинственную полосу якобы увиденной им земли. Шестаков признал Медвежьи острова, расположенные к северу от устья Колымы за … американский берег. В последующую свою экспедицию к чукчам, весною 1730 года, в одной из стычек «нагадивший» Берингу Шестаков был убит.

Великая Северная экспедиция
А уже через три года, в 1733-ем, ему было поручено взять на себя руководство Великой Северной экспедицией. Пять отрядов (порядка 500 офицеров, ученых и матросов), которые входили в ее состав, должны были описать северное и восточное побережье Азии, и выдвинутся к Северной Америке и Японии. Едва получив приказ императрицы Анны Иоанновны, Витус сразу же выдвинулся в путь, возглавив отряд, направлявшийся в Америку. Надо заметить, что ни Анну Иоанновну, ни воцарившуюся на троне после нее дочь Петра – Елизавету, мало интересовали научные открытия. По утверждению историков, их больше манили новые земли, которые можно было обложить налогами, дабы пополнить государственную казну. Путешествие до Охотска заняло целых четыре года. Только в 1741 году отважный моряк и его команда на построенных там кораблях «Святой Петр» и «Святой Павел» (им руководил его первый помощник Алексей Чириков) отправился в море. Ужасный шторм разметал суда, они потеряли друг друга из виду. Однако Берингу вместе с командой своего корабля удалось достичь берегов Аляски и нанести на карту ряд островов. На обратном пути его судно бросило якорь у неизвестных островов (ныне Командорские острова, названные в честь исследователя – прим. авт.). Среди команды пакетбота бушевала цинга. К концу ноября на судне Беринга осталось только четверо здоровых членов команды. Все страдали от отсутствия нормального питания и нехватки пресной воды. Эта страшная болезнь не обошла стороной и легендарного мореплавателя. После четырех месяцев цинги, он умер на острове, который теперь носит его имя вместе с 13 членами своей команды. Часть отряда во главе с верным помощником Ивана Ивановича Чириковым все-таки добралась до Камчатки. Произошло это в 1743 году. Он опубликовал результаты открытий. Могила путешественника была обнаружена лишь в 1991 году членами российско-датской экспедиции.
В Якутске Беринг работал, не покладая рук
Итак, что известно историкам о пребывании известного исследователя в нашем городе? Во время первой Камчаткой экспедиции путь из Петербурга в Якутск занял пару-тройку лет, путешественники торопились попасть на Камчатку, которая и должна была стать их базой. Команда долго добиралась до Якутска: множество подвод везло людей, продукты, и, конечно же, снаряжение для будущих кораблей. Их еще надо было построить!
Дорога от Якутска до Охотска, по полному бездорожью была, пожалуй, самой тяжелой. Команду ждали жестокие северные морозы, продуктов не хватало: народ ел падаль, грыз кожаные вещи. В итоге 15 человек умерли в пути, а часть команды дезертировала.
Вторая Камчатская экспедиция была более грандиозной по масштабу. Это была не только морская, но и научная экспедиция, к работе в которой привлекли научные светила Петербургской академии наук. Беринг отправил отряд лейтенанта Шпанберга, поручив ему организовать в Тобольске, Якутске и Охотске строительство кораблей, которые должны были бороздить побережья двух океанов: Тихого и Ледовитого. В начале 1734 года после зимовки в Тобольске члены экспедиции отправились в Якутск. В наш город Беринг прибыл в октябре 1734 года, и летом следующего года сюда же подошел основной обоз во главе с правой рукой командора – капитаном Алексеем Чириковым.
Вот как описывает Якутск той поры первый помощник капитана Алексей Чириков.
«Над городом, — сообщает он, — был мрак от пожаров, чему виною бездождие, ибо в городе Якутске всегда живёт мало дождя, и для того и травы мало растёт; как и сего лета травы не было, кроме тех мест, где река поднимала. Также и снегов мало идёт, а морозы стоят жестокие. И причина мало бывающих дождей и снегов требует рассуждения: широта Якутска по наблюдению 62°08'. Склонение компаса 1°57' западнеё»
Когда путешественники прибыли в Якутск тут как раз бушевала эпидемия кори…
Оказывается, именно в нашем городе его ждали большие неприятности – строительство судов, необходимых для путешествия затянулось. Не хватало квалифицированных рабочих. Да и с провиантом тоже возникли большие проблемы: нужно было в больших количествах закупать рыбу, мясо оленя и рыбий жир.
Сколько усилий потратил Беринг на то, чтобы преодолеть все эти трудности, одному богу известно. Первым делом он организовал в Якутске завод по производству железа, необходимого для якорей и деталей кораблей. Мореплаватель также внимательно следил за заготовкой смолы и возведением канатной мастерской. Все грузы должны были быстро доставлены по рекам в город Охотск. «Посылки» туда уходили один-два раза в месяц.
Кляузники лишили командора двойного жалования
Для обследования участка от Енисея до Камчатки в Якутске были построены два морских судна: бот «Иркутск» и дубель-шлюпка. Дубель-шлюпка «Якуцк» под командой лейтенанта Прончищева должна была пройти от устья Лены к устью Енисея. Бот под командой лейтенанта Ласиниуса должен был пройти к Камчатке до Анадырского устья. Оба эти командира, сделав массу открытий, так и не вернулись в Петербург - скончались от цинги.
Сам Беринг тронулся в путь лишь в 1737 году, убедившись в том, что его люди снабжены всем необходимым. Все время, пока отважный путешественник жил в Якутске, на него шли постоянные доносы от коллег в Адмиралтейство. Высшие российские морские чиновники упрекали командора в задержке. Кто-то, особо ретивый даже лишил капитан-командора положенного ему двойного жалования. Кстати, при жизни Беринга часто упрекали в медлительности и нерешительности. Однако, он относился к этому хладнокровно. Учитывая все неудачи своей первой экспедиции, он всегда говорил коллегам, что коли людей загнали в такую глушь, надо как следует подготовить путешествие, учесть все его сложности.
Вот как описывал Беринга один из его знакомых: «Беринг не способен был к скорым и решительным мерам; но, может быть, пылкий начальник при таком множестве препятствий, которые он везде встречал, исполнил бы порученное ему гораздо хуже. Винить можно его только за неограниченное снисхождение к подчинённым и излишнюю доверенность к старшим офицерам. Знание их уважал он более, нежели бы следовало, и чрез то вперил им высокомерие, которое переводило их нередко за границы должного повиновения к начальнику. Нередко признавался он, что вторая камчатская экспедиция свыше сил его, и жалел, почему не поручили исполнение сего предприятия россиянину».
Перед тем, как принять какое-нибудь решение мореплаватель всегда советовался с подчиненными.


.
Аватара пользователя
krotti
Главный Редактор
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 21 сен 2010, 19:28
Откуда: Якутск

Вернуться в Исторические хроники

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron